Этой осенью я погрузилась в чтение четырёхтомника Анатолия Белоусова (https://razuznaika.livejournal.com/).
«Омикроника» объединяет четыре книги, написанные под тремя разными именами и, можно так сказать, под тремя разными соусами.
Книги были написаны в конце XX века, тщательно отлежались, пройдя проверку временем, и были впервые изданы в 2021 году.
Что сразу примечательно: актуальность они нисколько не потеряли.
Проект включает в себя несколько жанров: от художественной литературы в стиле интеллектуального лабиринта через пародийную поэзию до практического эзотерического курса.
Каждое произведение можно читать по отдельности, но очень многое в книгах переплетено, поэтому погружение во весь проект даёт очень целостное и объёмное ощущение.
http://gallery.ru/watch?ph=tqU-iBuIJ
Автор очень ярко описывает реальность 90-х, окружавших его самого и его героев. Это было время перелома в мироустройстве и сознании людей России. Этот перелом становится лейтмотивом раскрытия героев и описания среза той эпохи. И именно тогда потихоньку начинался прилив открытого мистического, эзотерического, метафизического знания в нашей стране. Эту волну подхватил автор и филигранно выплеснул на страницы своих произведений.
Большая часть повествования заключена в мастерские диалоги. Этому я прямо завидую. Описывать реальность — это одно, а погружать в действо можно только через диалог, который здесь звучит наполненно, осмысленно и естественно (такие ощущения я до этого ловила в «Братьях Карамазовых» Фёдора Михайловича).
Общий стиль автора чёткий, ритмичный и интеллектуальный. Книги читаются легко, но вовсе не как чтиво. Дело именно в том, что автор — и соответственно читатель за ним — хорошо чувствует текст; в предложениях имеется динамика и убедительная сила; мысли изложены внятно и последовательно; язык очень доступный. Автор как бы трезво стоит над своим текстом, даже когда действие переходит в поле сюрреализма.
Отличительная особенность всех произведений автора — это интересные символические заголовки самих книг, включённых в них произведений и некоторых глав. Чувствуется работа высоко культурного интеллекта, который деликатно привлекает читателя к подобной неповерхностной работе разума и духа. То же относится к многочисленным эпиграфам, через которые происходят занимательные, порой неожиданные отсылки к мировой культуре.
Эти книги приятно держать в руках: отличная белоснежная бумага, чёткий шрифт, качественный переплёт и стильное оформление твёрдой обложки.
Итак, пройдёмся по всем четырём книгам проекта «Омикроника».
Книга 1. Иван Хлюпов «Соло на Витгенштейне».
Это сборник рассказов, повестей и юмористических миниатюр. Рассказы сходу погрузили меня в настроения Булгакова, Рея Брэдбери, Кафки, то есть авторов, которые за символической канвой раскладывают философские смыслы прозорливого сознания. Читателю они бросают вызов: зависнуть в форме или погрузиться между строк и испытать понимание?
http://gallery.ru/watch?ph=tqU-iBuIK
Автор предстаёт перед нами в образе молодого парня «себе на уме» — Ивана Хлюпова, с которым мы познакомимся в другом романе. Этот молодой парень наблюдает окружающую его обывательскую, местами совсем бездуховную реальность, немного с болью, потому что ему повезло (или не повезло) быть чувствительным. И реальность «по умолчанию» его не устраивает, он задаётся вопросами, собирает ответы у уже «прорвавшихся» авторов и, сделав свои выводы, загадывает свои притчи.
Здесь читателя ждут метафоры, гиперболы, перифразы, противоречивые оксюмороны, загадки, фрактальные отражения, перевороты с ног на голову и обратно и немного сюрреализма, что говорит о том, как качественно владеет автор русским стилистическим языком. Здесь встречаются очень конкретное и призрачно абстрактное. Российский модернизм, короче
Повесть «Уроборос» (змея, кусающая свой хвост) захватила меня особо. Здесь производится чёткий литературный анализ понятий добра и зла, рая и ада для человеческого сообщества. И здесь мы встретим кое-кого из будущих романов.
За всеми сюжетами этих небольших произведений стоит личность, или поиск личности, или трансформация личности. Читателю с психологическими вкусами (это я) здесь богатый стол.
Сборник «Соло на Витгенштейне» представляет пародийно-сатиристические образы в стихах и прозе в духе Даниила Хармса, только местами пожёстче (эдакая низменная российская действительность). Этот стиль совсем непростой: успех таких микро-произведений зависит от умелой и смелой игры словами. Образы порой вызывали у меня бррр, при этом иногда я мысленно рукоплескала разнообразию оборотов. Здесь много посвящений различным персоналиям искусств, включая свои другие ипостаси, и подобный «диалог» добавляет объёма этим миниатюрам.
Сборник стихов, написанный под псевдонимом Александр Тагес, погружает нас в лирику более возвышенную, более художественную. Это лирика души от автора с философским (духовным) сознанием к читателю с подобным же сознанием. Своего рода «серебряный век», который нам всем очень нужен.
Книга 2. Анатолий Белоусов «Евангелие от Морфея».
Вторая книга четырёхтомника, написанная под реальным именем автора, включает в себя одноименный роман и повесть-предысторию «Лабиринт».
Главным героем романа выступает Александр Тагес, тот, который как бы написал книгу «Омикрон».
Он попадает в странный провинциальный город Глахов, затерянный где-то в России.
Там одновременно раскрывается привычная, хорошо знакомая, местами неприглядная российская действительность, но рядом нависает мистическая гора и витают таинственные вибрации.
http://gallery.ru/watch?ph=tqU-iBuIM
В сюжет романа вплетены темы взаимоотношений, любви, поиска самовыражения, сновидений, иллюзорности бытия. Любовь главным героем не столько переживается, сколько препарируется разумом. Он способен отступить на шаг от чувств и эмоций и осознать их в рамках целостной картины, раскрывая себя как личность реализованную и весьма осознанную. Другие герои в этом вопросе скорее барахтаются — у каждого свой уровень восприятия.
По ходу действия Александр даёт/озвучивает истины из своего «Омикрона» по работе с бессознательным. Большая часть романа отведена тому, как герой пытается систематически разложить перед публикой высокие идеи от начала до конца. Доберётся ли он до конца и общий ли для всех конец, он узнает сам по ходу разворачивания событий. Моменты будут и опасные, что делает повествование живым, а ритм энергичным. Но будет также немало сюра, что позволяет как герою, так и читателю, как сёрферам, перескакивать с реалистичной на сюрреалистичную волну, и это так интересно.
Повесть «Лабиринт» это путешествие внутри мистической горы, по некоему потустороннему миру, где уже знакомые и новые персонажи бродят, пытаясь разгадать окружающие символы и самих себя за одно. Повесть можно отнести к разряду психоделической литературы, в которой может творится невозможное, но это непременно затрагивает наши скрытые слои психики.
Книга 3. Анатолий Белоусов «Плерома».
Этот роман в жанре мистического триллера меня весьма увлёк. Действие происходит в том же странном безликом провинциальном городе под таинственной горой.
Некоторые герои перебрались в «Плерому» из предыдущих книг. Но появляется новый, привлекательный герой, хотя и бэд-бой, но симпатии у меня будут на его стороне — он мужественный, неповерхностный и харизматичный интроверт.
http://gallery.ru/watch?ph=tqU-iBuIL
Когда я рассказывала об этом романе друзьям, то сравнивала его с «Криминальным чтивом». Прежде всего, из-за структуры: события представлены не линейно, а разрозненно, как образы или сны или воспоминания у нас в голове. Это создаёт дополнительную интригу: не только дойти до концовки, но и собрать цельное полотно событий. При этом, попутно накрывает касанием некой эзотерической тайны: этому подвергаются и герои, и читатель. Как вариант, можно перечитать эту книгу в линейной порядке, это легко можно сделать по содержанию, и тогда фрактал восприятия разложится по-иному, я уверена.
Во-вторых, роман перекликается с «Криминальным чтивом» по тематике: бандиты (не такие уж и злодеи), нависающий незримый босс, второстепенные герои-пешки, действия которых приводят к поворотам событий, попутная любовная линия одного из героев, а главное — диалоги, которые ведут бандиты по ходу поиска секретного дипломата. Они дискутируют о приземлённом, возвышенном и промежуточном между этим. Одного интересует лишь первое, второй занят глубоким анализом индивидуального, социального и метафизического. За этими диалогами интересно следить, потому что половина романа — это они, очень действенные.
Когда герои попадают в тот самый таинственный лабиринт внутри мистической горы, то тут начинается откровенная «пелевенщина», и это моё привычное море (надо отметить, что эту книгу я читала второй, а не третьей). Герои встретятся в лабиринте с сугубо персональными символами и отражениями их сознания. Преобразит ли героев это неожиданное путешествие духа, это всегда главный вопрос.
Книга снабжена комментариями с отсылками к великой мировой литературе, мифологии, выдающимся философам, деятелям искусств, что характеризует автора как хорошо начитанную личность с широким объёмом познания. Также в комментариях представлены цитаты из выдуманных произведений, но очень убедительно к месту. Здесь мы, как на страницах Джона Фаулза, сами решаем, на что мы опираемся: на факт или миф. Сама по себе эта игра хороша.
Мне нравится следующее определение слова «плерома» — множественное единство духовных сущностей, образующих вместе упорядоченную «целокупность». О целокупности этот четырёхтомник, в целом.
Книга 4. Александр Тагес «Омикрон»
Это эзотерическое произведение стало вишенкой на торте. Я предвкушала знакомство с глубинными смыслами, о которых упоминали герои из города Глахов.
И это оказалось достойная работа в жанре практической эзотерики, а я читала и пропускала через себя немало подобной литературы.
http://gallery.ru/watch?ph=tqU-iBuIN
Как говорит сам автор, это не научно-популярное издание, а популярно-научное. Эта работа являет собой переосмысление эзотерических принципов из разных источников, которые были доступны автору в конце XX века, и сведение этих принципов через однозначно ощущаемый практический опыт.
Объём работы не раздут, и это является несомненным преимуществом. Она подойдёт массовому читателю, который задался первыми вопросами мироздания и саморазвития. Для более продвинутых читателей (типа меня, я очень давно в этих темах) содержание книги станет прекрасным резюме множественных философских и эзотерических идей. Структурный подход помогает нам осознавать, помнить и практиковать.
В «Омикроне» очень лаконично и на удивление внятно представлены метафизические темы, начиная с основ: канва бытия, смысл жизни; далее углубления в такие темы, как царство Природы, вера и религия, добро и зло; более практические темы, как учитель, алгоритм жизни; скользкие темы, типа эго, манипуляция; важные темы для всех: дух и тело, болезни и старение.
Что делает эту работу выдающейся среди подобных других? Мы встречаем здесь отличный баланс между теоретическим и практическим материалом. Наряду с понятными трактовками сложных идей — зачастую с авторским использованием более прозрачных терминов — даётся редкостно чёткий и системный алгоритм практической работы по осознанию, расширению и укрепления персонального сознания и духа. Представлены такие привлекательные для любой сознательной личности техники, как ментальная магия, позитивное программирование, целенаправленная рефлексия, противостояние импульсу, самостоятельные медитации, проработка чакр.
В отдельной главе даны отличные рекомендации по тому, как работать с материалом книги. Выделение разным шрифтом помогает ориентироваться в непростом материале. Совокупность идей и приёмов, использованных автором, по моим ощущениям должна реально сработать на пути познания и самосовершенствования читателей этой книги.
Философия «Омикрона» — это философия здравого оптимизма. Так заявляет автор, и такова самая действенная линия работы со своим сознанием. Мне это очень импонирует, потому что так работает по умолчанию моё сознание, и оно уже привело меня к позитивной точке восприятия и продолжает накапливать и реализовывать знания в этом направлении.
Кстати, кто такой Тагес? Этрусское божество, сын Гения, внук Юпитера, который обучал искусству жрецов-гадателей. Его поучения были записаны в пророческие книги этрусков и переданы потомкам. И «наш» российский Тагес в своём роде обучает искусству современных жрецов. И это не имеет отношение к культу. Это имеет отношение к связи личности с высокими материями, а также реализации этих связей в повседневной материальной реальности. Тогда наша жизнь становится осмысленной, настроенной на добро, связанной с естеством и реализованной на всех планах. Да, трансцендентное доступно каждому, кто хочет его пережить и познать. «Омикрон» вам в помощь! Перечитывать его можно и нужно не одним раз.
Мне очень вовремя пришли эти книги. Первую, которую я взяла в руки, я открыла на строчке «25 июля» (мой ДР), восприняла это хорошим знаком. Завершение этого года я рада отметить рецензией на данный проект. Всё не спроста
http://gallery.ru/watch?ph=tqU-gvN5M