Книга-1. Иван Хлюпов. «Соло на Витгенштейне».
«Соло на Витгенштейне» – авторский сборник, включающий в себя шесть рассказов, повесть и подборку юмористических миниатюр.
Рассказы «Слово», «Кометы», «Пандора» и «Форма» – это короткие, но глубоко аллегорические, иносказательные истории, написанные с юмором, но являющиеся, по своей сути, современными притчами. За смешной формой, они скрывают в себе глубинные смыслы, оказываются многослойными и многогранными калейдоскопами, в которых интеллектуальный читатель может видеть великое множество самых разнообразных толкований (подсказкой или «ключиком» к таким толкованиям являются эпиграфы каждого из рассказов).
В рассказе «Эксперимент» острой критике подвергается идея абсолютизации любой формы знания, из какого бы авторитетного источника оно к нам ни поступило. Изображается зыбкость обыденного человеческого сознания в том, что касается восприятия окружающей действительности. Весьма занятно описан момент внутреннего превращения главного героя «Андрея Проскурина» в новую личность – «Лоста Горлинга». Игра с трансформацией одного имени в другое построена настолько тонко, что читатель почти не замечает когда кончается «Андрей» и начинается «Лост». Перед нами антагонизм общественного и индивидуального сознания, причем последнее оказывается в жесткой зависимости от первого.
Рассказ «Избранник» – показывает нам человека, которому в его реинкарнационном цикле перерождений была сохранена индивидуальная память о прошлых жизнях. Задавшись своей основной целью, поиском свободы, главный герой путешествует из одного тела в другое, из одного мира в новые миры. Рассказ оказывается как бы закольцованным – его концовка и начало фактически полностью совпадают. Автор не дает ответа на главный вопрос, предоставляя читателю самостоятельно отыскать его среди множества жизней главного героя, как бы вынуждая этой «закольцовкой» перечитывать рассказ сова и снова.
Повесь «Уроборос», так же, является «закольцованным» произведением (в теории символов Уроборос, это змея, кусающая себя за собственный хвост). Однако в отличие от рассказа «Избранник», центральной темой повести является не свобода, а тема Добра и Зла. Взывая призыву одной религиозной общины разделить народ на праведников и грешников, Бог производит некое разделение, перемещая грешников в «Ад», а праведников – в «Рай». Однако дальнейшее развитие событий приводит к полному перерождению и тех, и других. Грешники, шаг за шагом, начинают превращать свою землю из разрушенной и выжженной пустыни в процветающий оазис, тогда как праведники, напротив, достаточно быстро делают из своего рая самый настоящий ад. Перерождаются и два главных героя, трансформируясь каждый в свою полную противоположность. В итоге, все возвращается на «круги своя», доказывая справедливость диалектического тезиса о единстве и борьбе противоположностей и полную бессмысленность деления мира на «черное» и «белое».
Особого внимания заслуживает юмористический сборник Ивана Хлюпова «Соло на Витгенштейне», где под видом абсурда и бессмыслицы автор пытается привлечь наше внимание ко многим философским проблемам современности. Здесь и отсылка к творческому наследию гениального Даниила Хармса, и множество тонких пародий на известных классиков, равно как и на современных популярных писателей, поэтов, режиссеров и их произведения. Уже само название – «Соло на Витгенштейне» – является аллюзией знаменитого Довлатовского «Соло на ундервуде» и «Соло на IBM». При чем же здесь немецкий философ Людвиг Витгенштейн? Ответ дается в эпиграфе к произведению, где герой фильма Дерека Джармена сожалеет о том, что не имеет достаточного чувства юмора, чтобы воплотить в жизнь свою самую заветную мечту – сочинить философский труд, который целиком состоял бы из одних лишь шуток. Похоже, Ивану Хлюпову, в отличие от Людвига Витгенштейна, это, все-таки, удалось сделать...
Произведения Ивана Хлюпова не являются чем-то простым. Читая их, нам приходится делать определенное усилие. Читателю предлагается не просто «скользить» по ним, и даже не «идти», а скорее уж «продираться», если только он хочет добраться до их сути. Используя этот прием, автор как бы втягивает читателя внутрь произведения, заставляя его смотреть на мир глазами героев.